2015-06-17 Александр Царенко: «Дайте людям на селе нормально работать – и страна будет сыта»
Кризис, столь «неожиданно» грянувший в России», со всей очевидностью обнажил масштабные экономические проблемы – в том числе и аграрного сектора. Как выяснилось, страна не в состоянии прокормить себя. Так что же нужно делать, чтобы восстановить сельское хозяйство? Каковы проблемы села, и в том числе малого бизнеса? Эти вопросы мы обсудили с Александром Царенко, секретарем обкома КПРФ по работе на селе, первым секретарем Лискинского райкома, руководителем компании «Богатое».
Александр Царенко родился и вырос в Киргизии, закончил Ошский университет по специальности «учитель истории». В начале 1990-х, когда начался массовый исход славян из среднеазиатских республик, уехал в Воронежскую область. Поселился в Лисках, где и начал работать учителем в школе. Однако дальнейшая его судьба и деятельность оказались крепко связанными с аграрной отраслью – и с Компартией.
– В КПРФ я вступил ровно через год после переезда в Россию, в 1994-м – мне тогда было 24 года. Перемены, которые начались в стране, вызывали у меня резко негативное отношение. Я, как историк, понимал все отрицательные стороны капитализма как системы – и те беды, которые свалились на головы людей, лишь подтвердили правильность теории.
И уже через год после вступления в ряды Компартии меня избрали в Лискинский райком, еще через год я стал вторым секретарём. Затем я окончил курсы антикризисных управляющих, начал работать по этой специальности, совмещая с преподаванием в школе. А в конце 1990-х стал председателем колхоза «Родина».
– Чего удалось достичь на этом непростом поприще?
– Колхоз «Родина» – одно из самых старых хозяйств региона – тогда находился на грани банкротства. Мы же сумели превратить его и преуспевающее хозяйство. Настолько, что в 2004 году стали лауреатом «Золотого фонда Воронежской области» за успехи в сельскохозяйственной деятельности.
Колхоз «Родина», объединявший два села и пять хуторов, занимался и животноводством и растениеводством. Ему принадлежало около 4700 гектаров пашни, 1800 голов крупного рогатого скота, 1000 овец, около 1000 свиней. Мы стали неплохо зарабатывать и решили расшириться – за счет присоединения колхоза имени Ленина, который находился в соседнем Каменском районе и территориально граничил с нашими землями. И здесь нам тоже удалось достичь определённых успехов – хозяйство стало прибыльным.
Однако в 2006 году власть в Каменском районе поменялась – пришли люди, далёкие от аграрных проблем, и это пагубно сказалось на работе хозяйства. В итоге нам пришлось расстаться с каменским колхозом. А затем, в 2008 году, уже после прихода нового губернатора, я ушёл и с должности председателя колхоза «Родина». В аграрной сфере наметились новые тенденции – в регион стали «заходить» крупные холдинги, и для местных сельхозпроизводителей наступили тяжёлые времена.
– А чем занимается компания «Богатое»?
– Она была создана через полгода после моего ухода из колхоза «Родина». Предприятие «Богатое» занимается транспортными перевозками, реализацией зерна и кормов.
– Прежде понятие коммунист-предприниматель было нонсенсом. Но, оказалось, можно быть и верным партийцем и успешным бизнесменом?
– У меня много друзей, которые раньше занимались партийной и комсомольской работой, а в «новые времена» ушли в бизнес, создав свои компании. Большинство из них как были, так и остаются нашими людьми, честными и деятельными коммунистами. Они не эксплуататоры – хапуги, думающие только о прибыли. Для них важно само дело и благополучие сотрудников, они уважают людей труда. Там дружные и сплочённые коллективы, работающие с хорошей отдачей. Эгоисты не приживаются – сразу уходят. Я сам как руководитель в курсе забот и проблем своих водителей и механиков.
Но это не слишком распространённое явление в российском бизнесе. «Буржуй» в классическом понимании ориентирован лишь на получение прибыли, а проблемы людей его не заботят.
– В Воронежском обкоме КПРФ вы курируете направление по работе на селе и прекрасно знаете о проблемах сельских территорий и мелкого агробизнеса. Каковы они?
– В нашем регионе большая часть надворных хозяйств занимались разведением крупного рогатого скота и производством свинины. Однако мелкое свиноводство в регионе уничтожается – и через 2-3 года этот процесс завершится полностью. Останутся лишь огромные свинокомплексы, принадлежащие крупным холдингам.
То же самое произойдет и с крупным рогатым скотом – скоро сельских жителей лишат возможности разводить коровок и зарабатывать на них. Так, землю раскупили крупные компании – и пасти коров стало негде. В селе Петровское Лискинского района несколько лет назад было 180 коров, а сейчас осталось 22. А арифметика простая – одна корова дает в среднем 24-25 литров молока в день. Теряя 100 коров, мы недосчитываемся более 900 тысяч литров молока в год. А между тем, «домашняя» корова живёт дольше, даёт больше молока и телят, нежели её «коллега», обитающая в комплексе.
Если человек живет на земле, он должен иметь корову и поросят – он их вырастит, продаст, деньги не пропьёт, а потратит на семью и своё хозяйство. Уничтожение мелких и средних хозяйств приводит к тому, что людям на селе попросту нечем заниматься – так уже произошло в Петропавловском, Поворинском, Новохопёрском и других районах.
Холдингам, концентрирующимся вокруг одного села, недосуг думать о том, что селяне остаются без работы. Приход крупных компаний не решит проблем села, а, наоборот, только усугубит их. А кроме прочего, как свидетельствует статистика, крупные комплексы не смогу накормить страну, если не поддержать крестьянство.
– Каковы пути решения этих проблем?
– Ключевая позиция КПРФ – на поддержку сельского хозяйства должно направляться не менее 10% средств бюджета, как это было в СССР и как есть сейчас в передовых странах. Устранить пресловутый диспаритет цен, при котором тонна солярки стоит 10 тонн пшеницы. Установить для селян льготные цены на технику, ГСМ, удобрения. Нужно создавать рабочие места в селах, обязать собственников, кто бы они ни были, сохранить структуру хозяйств, которые существовали ранее, дабы не лишать людей возможности работать.
Жители села должны иметь право на получение льготных кредитов на развитие собственных хозяйств и малых предприятий. Сейчас банки дают кредиты под бешеные проценты – от 28 до 37% годовых. В таких условиях сельские предприятия развиваться не смогут.
Важно помнить, что проблемы сельского хозяйства напрямую связаны с вопросами продовольственной безопасности. Только сейчас, когда жареный петух клюнул, власти поняли, что Россия не может прокормить себя. А поэтому проблемы аграрной отрасли необходимо решать в срочном порядке. Дайте людям на селе нормально работать, не мешайте им, помогите доступными кредитами – тогда и село возродится, и страна будет сыта.
Татьяна Юрина |