КПРФ Новости Аналитика. Комментарии. От революции буржуазной – к революции народной

Архив новостей

PDF Печать E-mail

2017-03-06 От революции буржуазной – к революции народной


Позиция | Острые и жаркие споры о сущности и характере Февральской революции, о её причинах и следствиях мы наблюдаем сегодня, в год столетия тех судьбоносных событий

…То, чего мы боялись, чего во что бы то ни стало хотели избежать, уже было фактом. Революция началась.
                                                               Из воспоминаний В.В. Шульгина о Февральской революции.

Отрадно, что российское общество делает всё более решительные попытки преодолеть синдром начала 1990-х годов, когда всячески пытались доказать трагическую, или даже апокалипсическую, сущность Февральской и Октябрьской революций для последующего развития России. Нельзя не заметить, что наконец-то началось глубокое осмысление тех исторических событий, важность которых не только для нашей страны, но и всего человечества мало кто отрицает.

Андрей Рогатнев,

второй секретарь Воронежского обкома КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в областной Думе

Любые революции вырастают из острейших общенациональных кризисов как взрыв народного гнева, копившегося десятилетиями и переполнившего через край чашу покорности и долготерпения. В.И. Ленин многократно писал, что никакой класс, никакая партия не могут вызвать подобного рода социальные катаклизмы.

Нельзя не признать, что в период с первой русской революции 1905-1907 годов по 1917 год самодержавие делало лихорадочные попытки решить поставленные первой революцией и всем ходом социально-экономического развития страны задачи. Однако не помогли ему в этом ни административно-карательные расправы над участниками революции, ни думско-парламентский бонапартизм, ни крайне спорная по своим результатам Столыпинская аграрная реформа, ни участие России в начавшейся Первой мировой войне как возможность отвлечь общество от острых социальных проблем и конфликтов.



Самодержавие с сохранением полицейского режима и бюрократии оставалось главным ограничителем назревших в обществе преобразований. Их отсутствие проявилось в тяготах войны и в тылу, и на фронте. Вторая революция наступала неотвратимо. Меньшевистский историк Н.Н. Суханов писал о Февральской революции, как «о неизбежной революции, мчавшейся к нам на всех парах». Стоит отметить, что в буржуазных преобразованиях в России была заинтересована почти вся правящая элита, в том числе и окружение царя.

Февральская революция подвела черту под многовековой историей российской монархии, свергла самодержавие и весь олицетворяемый им строй. Впервые в истории России на смену царскому режиму пришел демократический строй, по тем временам самый передовой в мире. «Россия, – писал В.И. Ленин в апреле 1917 года, – сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран», с отсутствием насилия над населением и максимумом легальности.

Однако, несмотря на народный характер, по своим изначальным установкам Февральская революция была буржуазной и, как следствие, не могла разрешить основные противоречия общества, в частности, крестьянский вопрос.

Временное правительство по своему характеру и составу выражало интересы буржуазии и либеральных помещиков. Следовательно, между властью и крестьянством сохранились прежние, дореволюционные антагонизмы. Именно поэтому малоземельное и безземельное крестьянство, составлявшее большинство населения и не заинтересованное в том, чтобы следовать за буржуазией, должно было найти реального союзника в осуществлении своих чаяний – рабочий класс, насущные интересы которого также не были удовлетворены частичными буржуазно-демократическими преобразованиями. В результате Февральская революция положила начало подлинно народной революции. Она сразу начала приобретать антибуржуазный характер, а набиравший политическую силу рабочий класс играл все более заметную роль в общественной жизни Москвы и Петрограда и крупных промышленных центров империи.Российский городской пролетариат обладал важной особенностью – он был тесно связан с крестьянством. Например, в начале ХХ века в Петербурге из 1,5 миллиона рабочих две трети появились в городе за последние полвека. За период с 1900 по 1918 год численность рабочего класса выросла еще на миллион человек. Получалось, что в 1917 году 80 процентам рабочим столицы были близки социальные проблемы крестьянства – эта генетическая связь двух трудящихся классов естественно выражалась в союзе пролетариата и безземельного крестьянства.

Временное правительство не решило ни одной проблемы, стоящей перед Россией. Оно не было принято ни рабочим классом, ни крестьянством, ни, в общем-то, и интеллигенцией. Оно исчерпало себя, не успев решить даже буржуазные задачи. А революционный процесс приобрел ярко выраженный антибуржуазный характер, который особенно ярко проявил себя в повсеместном создании новой формы народного самоуправления – Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Именно раскол движущих сил Февральской революции нашёл свое отражение в двоевластии. А после июля 1917 года буржуазия, пытаясь установить диктатуру капитала, лишь усилила раскол в обществе и сделала невозможным достижение какого-либо общественного согласия, продолжения преобразований в обществе в рамках, установленных Февралём.

Нерешённый земельный вопрос стал главным дополнением к рабочему вопросу. Заработная же плата рабочего-металлиста составляла 22 процента от стоимости производимой им продукции, деревообработчика – 16 процентов, рабочего пищевых производств – четыре процента. Средний подушевой доход в России 1917 года составлял 63 рубля, тогда как у 32,1 тысячи собственников он превышал 10 тысяч рублей.

А вот большевистские лозунги, простые, понятные каждому, – «Власть – Советам!», «Земля – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!», «Мир – народам!» – были приняты и крестьянами и рабочими, и солдатами Первой мировой. Вот почему Октябрьская революция, чьей целью являлось установление рабоче-крестьянской власти, была фактически бескровной и ознаменовалась триумфальным шествием Советской власти по всей стране.

В марте 1918 года В.И. Ленин писал: «Мы в несколько недель, свергнув буржуазию, победили ее открытое сопротивление в Гражданской войне. Мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны. Мы подняли к свободе и к самостоятельной жизни самые низшие из угнетенных царизмом и буржуазией слоев трудящихся масс».

Начавшаяся летом 1918 года вторая Гражданская война (кстати, многие современные историки предлагают назвать её Второй Отечественной) была уже не чем иным, как попыткой реставрации проигравшего эксплуататорского строя, причём в интересах и при прямой поддержке иностранных капиталистов, в тесной зависимости от которых находилась российская буржуазия, с перспективой раздела страны между ведущими западными державами. Именно поэтому за большевиками пошли не только рабочие и крестьяне, но и патриотически настроенные представители мелкой буржуазии, интеллигенции, офицерства.

Что же касается нерешенных Февральской революцией задач, то В.И.Ленин отмечал: «Мы решали вопросы буржуазно-демократической революции походя, мимоходом, как «побочный продукт» нашей главной и настоящей, пролетарски-революционной, социалистической работы. Реформы, говорили мы всегда, есть побочный продукт революционной классовой борьбы».

И что бы сейчас не говорили либералы ХХI века об уроках Февраля и Октября 1917-го, неоспоримо одно: именно советский человек победил белых генералов и интервенцию, вовлек умеренных противников в созидательную работу, провел модернизацию и культурную революцию, одолел фашизм, вывел человека в космос, создал надежный щит страны и добился удививших мир достижений в науке и технике, образовании и культуре. Мы и сейчас на них живём – заменить их нынешней власти просто нечем.

Буржуазная реставрация и либеральные реформы начала 1990-х годов, произошедшие как из-за нерешённости ряда проблем раннего социализма, ошибок советского руководства и подрывной деятельности извне вызвали временное отступление России на позиции Февраля 1917-го. Однако мы помним, что деятели Февраля не смогли решить ни одной проблемы общества и государства, не могут решить их и нынешние правители, которые, несмотря на свои патриотические лозунги, продолжают навязывать обществу правый либеральный курс.

Последние украинские события являются серьёзным предостережением руководству нашей страны, продолжающему заигрывание с современными либералами. Сильная, независимая, процветающая Россия может быть построена только на основе курса, проложенного Великим Октябрем!

Но об этом у нас будет еще время поговорить более подробно.


Большевистские лозунги были просты и понятны каждому. Историческая реконструкция Октября 1917 года.
Воронеж, 1986 год. Фото Михаила Вязового (архив «Коммуны»).

Источник: газета «Коммуна», | №25 (26669) | Пятница, 31 марта 2017 года

Share/Save/Bookmark
 
 

поиск

Опрос

Какие вопросы в первую очередь должны поднимать воронежские коммунисты?
 

Гостей на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 331 гостей на сайте

статистика

Просмотрено статей : 16640909




Введите Ваш E-mail: