К 82-летию создания подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия»
2024-10-05 Поэма-реквием "И Молодая гвардия в строю..."
Виктор Плескун
1. НА ТЕРРИКОНЕ … А с террикона видно всё на свете: Вот солнце светит, вот играют дети, Вот шахта, вот речушка, вот сады… И кажется, что не было беды. Но обелиск, врываясь в небеса, Нам правду о героях рассказал.
На терриконе не стихает ветер… Они же были дети, просто дети. Хотели жить, мечтать, любить хотели… Но на податливом и нежном теле Фашисты детям звёзды вырезали, Ломали кости, в шурф живьём бросали…
На терриконе в зной – мороз по коже. Кто описать злодейства эти сможет! Четырнадцать, шестнадцать… Жить, да жить: Любить, учиться, Родине служить. Служили. Служат! «Гвардия» в строю!
Пусть молодогвардейцев воспоют
И террикона красная порода, И обелиск... Пусть в памяти народа Хранится вечно подвиг краснодонцев! О них расскажут и дожди, и солнце. О них поют, не умолкая, птицы: Знать! Помнить! Верить! Не забыть! Гордиться!
2. ФАШИСТЫ ПРИШЛИ Блеск антрацита. Блеск антрацита. Звёздный, манящий блеск. Треск мотоциклов. Треск мотоциклов. Грозный... грозящий треск. Звук самолётов. Звук самолётов. Злобный, гудящий звук. Стук пулемётов. Стук пулемётов. Дробный, разящий стук. Взгляд исподлобья. Взгляд исподлобья. Дерзкий, сверлЯщий взгляд. Гад преисподней. Гад преисподней. Мерзкий, смердящий гад. Рык вместо речи. Рык вместо речи. Гадкий, утробный рык. Штык для увечий. Штык для увечий. Гладкий, удобный штык ... Гром раскатился. Гром раскатился. Жуткий, смертельный гром. Дом задымился. Дом задымился. Фашисты пришли в Краснодон.
3. НОВЫЙ ПОРЯДОК Вода в колонке - для хозяев, не для русских! За неповиновение - расстрел! Не собираться в переулках узких. За неповиновение - расстрел! Без промедления стать на учёт на бирже. За неповиновение - расстрел! Порядок новый - к совершенству ближе: "За неповиновение - расстрел!"
4. РЕШЕНИЕ Наши бати ушли на фронт. Старшие братья - тоже. Мы защитим Краснодон! Мы, комсомольцы! Мы сможем!
5. ТАНЦЫ – Любка, родная, ну же! Ну же! Пляши! Этот фон Нужен нам, очень нужен! Громче играй, патефон!
Гряньте, девчонки, песню Так, чтобы стёклам – звенеть! И не беда, что тесно, Главное – больше шуметь!
Любка, пляши, родная! Бей каблучками! Бей! Вести с советского края Уже принимает Сергей!
Мы уже пишем листовки. К ночи должны успеть. Витька, он смелый, ловкий… Не прекращайте петь!
Эй! Веселее пение! Дробь рассыпай, каблук! Наши идут в наступление! Скоро фашистам – каюк!
6. СЕДЬМОЕ НОЯБРЯ Холодно. Сыро. И страшно. Седьмое. Ноябрь уже. Где задержались наши? Где? На каком рубеже?
Хочется быть отважным. Ой, как лютует фриц, – Кто там на башне машет? – Не получился Блиц!
Снова, слыхал, расстреляли Кого-то вчера в лесу… Думали, нас испугали?! Мечтали, хлеб-соль поднесут?!
Мы же советские люди! Не будет угля для врагов! Шахта работать не будет! Да, что ж там среди облаков?
Седьмое! Священная дата! Да, что ж там трепещет так? Это же флаг, ребята! Красный советский флаг!
7. ПОЖАР – Слышал я, комендатуру Ночью сегодня сожгли… – Слышали, комендатуру Ночью сегодня сожгли?.. – Слышали, комендатуру… – Нет. Не нашли. Потом… – Витька! Алёшка! Шура! Ну-ка, стрелою – в дом!
Весть разлеталась быстро: Маленький городок.
– Был, говорят, с канистрой Рыженький паренёк… – Нет. Это дюжий детина, Одетый, как полицай… – Да… Непонятна картина… – Не знаешь, так не болтай!.. – Слышали, списки сгорели? – Кто ж это сделать смог?
Вести, как ветер летели: Маленький городок…
8. РОВЕНЬКИ. АРЕСТ Вырвался из Краснодона. Что там творится! Жуть! Маму оставил дома. Успел на неё взглянуть...
Товарищей арестовали. Кто-то предатель? Кто? Не верю. Клятву давали... Бланки зашиты в пальто.
Спрятал печать надёжно. Надеюсь, не смогут найти. Мне бы теперь осторожно... Мне бы до наших дойти...
Мне б их найти поскорее, Мне б не замёрзнуть в лесу. Может, ещё и успеют... Может, ребят спасут...
Дорогу примерно знаю. Вот впереди огоньки. "Стой! Кто идёт?" Полицаи! Вот вам и Ровеньки...
9. В ЗАСТЕНКАХ Мне умереть не страшно. Страшно не умирать. Важно, мне очень важно Под пытками не заорать... Это не люди - звери. Люди не могут пытать. Не верю. Не верю. Не верю. Витька не мог предать... Силы всё тают, тают. Вот палачи идут. Знаю, я твёрдо знаю: Наши не подведут. Фашисты и полицаи Будут гореть в огне! Мамочка, я скучаю. Мамочка, больно мне... Мама, родная, голубка! Только прошу, не плачь. Вот я пишу:"Твоя Любка". Вот и пришёл палач. Важно, мне очень важно Под пытками не заорать. Мне умереть не страшно, Страшно не умирать.
10. РАССТРЕЛ «Смерти смотреть в глаза!» - Так Кошевой сказал. И ни один из нас Не опустил глаз!
11. ПРАЗДНИК Дней через пять после казни Наши пришли в Краснодон. Праздник! Какой же был праздник! Он заглянул в каждый дом!
Каждому, каждому, каждому Он посмотрел в глаза! В них притаилось страшное, О чём и сказать нельзя…
Но распрямлялись спины, Стало свободно дышать… – Сына! Найдите сына! – В ноги бросалась мать.
– Дайте нам, – матери выли, – Рядом с детьми умереть! – Разве у праздника были Силы на это смотреть!
Праздник, похожий на море, Что не объять, не смирить, Замер. Разбился о горе, Не в силах его победить… 12. ИХ ОТЫСКАЛИ Их отыскали мёртвыми. Растерзаны, Изранены, измучены, изрезаны … Одни расстреляны в февральской роще, С другими поступили проще: В шурф шахты их, полуживых, толкали… И видно веря, что они из стали, Гранаты сверху на тела бросали… Но матери детей своих узнали По ленточкам, по пуговкам, очкам, По порванной одежде, по клочкам… И нет ни слов, ни силы описать, Как голосит по мёртвым детям мать…
13. В СТРОЮ! Их хоронили в первый день весны. Пусть снятся им счастливейшие сны. Они, своею смертью смерть поправ, Нам доказали: только смелый прав! И «Молодая гвардия» - в строю! Пусть молодогвардейцев воспоют Ветра и солнце, облака и птицы: Знать! Помнить! Верить! Не забыть! Гордиться! |