Наш собеседник – Татьяна Алексеевна Якунина, член бюро Коминтерновского райкома КПРФ, долгое время возглавлявшая совет общежитий г. Воронежа.
– Татьяна Алексеевна, первое образование у вас педагогическое...
– Совершенно верно. Родилась я и выросла в Липецкой области. После школы окончила педучилище и первое время работала воспитателем в детском саду. Потом, в 1987 году, переехала в Воронеж и трудоустроилась воспитателем в общежитие, где проживала. В 2004 году в экономико-правовом институте я получила диплом по специальности «Социальный работник».
– Как и почему пришли в КПРФ?
– О политике особо не задумывалась до середины 1990-х. Сложные тогда настали времена для жильцов общежитий. Началась масштабная приватизация, в результате которой тысячи людей оказались на грани того, что будут выброшены на улицу. Схема, продиктованная новым политическим строем, была примитивной и бесчеловечной. Руководители предприятий приватизировали общежития вместе с людьми. И потом новые хозяева просто указывали жильцам на дверь, потому что такая «нагрузка» к недвижимости многим была неудобна. Тогда мы решили сами отстаивать свои права на жильё. Поддержку в этом получили только от КПРФ. Мне всегда были близки идеи социализма, но именно тогда я поняла, что моё место – в партии.
– Расскажите, как вы смогли добиться придания общежитиям статуса многоквартирных домов. Как проходили приватизация и расселение нуждающихся в жилье?
2015-06-21 Баграт Арменакян: «Нужна новая модель межнациональных отношений»
Сегодня Компартия может гордиться не только своими активистами, но и сторонниками – среди них немало деятельных, умных людей, разделяющих идеи социальной справедливости и беспокоящихся за будущее страны. Один из них – наш сегодняшний собеседник, воронежский предприниматель, депутат Острогожского районного Совета, активист областного отделения Ассамблеи народов России Баграт АРМЕНАКЯН.
– Я родился и вырос в Армении, в городе Ленинакан. После школы уехал учиться в Москву, в институт народного хозяйства имени Плеханова. Однако когда в 1988 году Ленинакане произошло землетрясение, вернулся на родину – надо было помогать своему народу. И заканчивал учебу уже в Армении.
Моя мама работала швеей, отец – столяром-мебельщиком. У отца было замечательное имя – Тельман. Так его назвал в честь Эрнста Тельмана мой дед, который был тогда молодым коммунистом, секретарем парторганизации в городе Маралик. Дед работал директором школы. К сожалению, мне не довелось его увидеть: он ушел на фронт, и не вернулся. Ему было всего 33 года.
В годы моей юности Ленинакан был удивительным местом – там работали люди из России, Украины, Молдавии, других республик. И я помню, что мы прекрасно ладили между собой – другого такого «интернационального» города в Армении не было.
– Вы – успешный предприниматель, учредитель компании «Орион», специализирующейся на малоэтажном строительстве и капитальном ремонте. Известно, что сейчас для мелкого и среднего бизнеса наступили не самые легкие времена. Как вы оцениваете эту ситуацию?
– По сравнению с 1990-ми годами ситуация, конечно, изменилась – и не только в худшую сторону. Например, прежде одной из больших бед были чиновники. Ведомства проявляли прямо-таки нездоровую «активность» в отношении предпринимателей. Проверки шли за проверками, всё это было сопряжено с огромным количеством бумаг, бюрократических процедур и прочего. Я помню, как мы в 1990-е годы открыли хлебопекарню. К нам пришла СЭС и заявила, что, дескать, поры в нашем хлебе не соответствуют ГОСТу. Представляете себе! Нам пришлось ухлопать много времени, чтобы нам всё же разрешили выпекать хлеб с «неправильными» порами. Сейчас бюрократии и волокиты стало меньше.
2015-06-19 Сергей Косых: «Малому бизнесу по пути с коммунистами»
Среди предпринимателей немало честных, социально ответственных людей, думающих и о деле и о людях, переживающих за страну и готовых побороться за её будущее. Таковых много в рядах современной Компартии. Сергей Михайлович Косых – один из них.
Человек с весьма интересной и яркой трудовой биографией, С.М. Косых родился и вырос в Ташкенте, получил образование техника-механика по монтажу промышленного оборудования. Так же, как и его родители, работал на Ташкентском авиазаводе. Службу в армии проходил в танковых войсках. После демобилизации поступил в Ташкентский политехнический институт, вернулся на завод, сначала работал слесарем-монтажником, а потом перешёл на инженерную работу. Тогда же и вступил в КПСС.
Это была уже вторая половина 1980-х. В стране начались перемены – те самые, которые потом будут проклинать миллионы людей. Финансирование Ташкентского завода сократилось, люди стали уходить с предприятия. Решение об увольнении принял и Сергей Косых. Но квалифицированный специалист не остался без работы – его пригласили на должность инженера на одну из крупнейших баз Госснаба Узбекской ССР.
В 1991 году Узбекистан стал независимым государством. Началась активизация местных националистов – и для русского населения настали страшные времена. Сергей Михайлович с горечью рассказывает о том, как это было:
– Тогда в Узбекистане действовала партия исламистов «Бирлик» и многие стали сторонниками их экстремистских идей по созданию исламского государства. Русских стали «убирать» со всех более-менее значимых должностей. Так, моё руководство потребовало, чтобы я срочно выучил узбекский язык, дав мне на это несколько месяцев. Но это ещё полбеды. Люди коренной национальности, которых ты знал с детства, моментально оказались зомбированными антирусской пропагандой. Однажды один из знакомых с детства вдруг велел общаться с ними только по-узбекски. И добавил: «Не нравится – езжай в свою Россию, а то скоро вырезать вас будем. Да и дом у вас хороший…»
2015-06-17 Александр Царенко: «Дайте людям на селе нормально работать – и страна будет сыта»
Кризис, столь «неожиданно» грянувший в России», со всей очевидностью обнажил масштабные экономические проблемы – в том числе и аграрного сектора. Как выяснилось, страна не в состоянии прокормить себя. Так что же нужно делать, чтобы восстановить сельское хозяйство? Каковы проблемы села, и в том числе малого бизнеса? Эти вопросы мы обсудили с Александром Царенко, секретарем обкома КПРФ по работе на селе, первым секретарем Лискинского райкома, руководителем компании «Богатое».
Александр Царенко родился и вырос в Киргизии, закончил Ошский университет по специальности «учитель истории». В начале 1990-х, когда начался массовый исход славян из среднеазиатских республик, уехал в Воронежскую область. Поселился в Лисках, где и начал работать учителем в школе. Однако дальнейшая его судьба и деятельность оказались крепко связанными с аграрной отраслью – и с Компартией.
– В КПРФ я вступил ровно через год после переезда в Россию, в 1994-м – мне тогда было 24 года. Перемены, которые начались в стране, вызывали у меня резко негативное отношение. Я, как историк, понимал все отрицательные стороны капитализма как системы – и те беды, которые свалились на головы людей, лишь подтвердили правильность теории.
И уже через год после вступления в ряды Компартии меня избрали в Лискинский райком, еще через год я стал вторым секретарём. Затем я окончил курсы антикризисных управляющих, начал работать по этой специальности, совмещая с преподаванием в школе. А в конце 1990-х стал председателем колхоза «Родина».
– Чего удалось достичь на этом непростом поприще?
– Колхоз «Родина» – одно из самых старых хозяйств региона – тогда находился на грани банкротства. Мы же сумели превратить его и преуспевающее хозяйство. Настолько, что в 2004 году стали лауреатом «Золотого фонда Воронежской области» за успехи в сельскохозяйственной деятельности.
2015-06-15 Николай Воронин: Идеи КПРФ актуальны как никогда
Среди нынешних коммунистов немало людей, которые пришли в КПРФ уже в постперестроечную эпоху, в период становления вороватого российского капитализма. Деятельным, честным, думающим людям было очевидно: невозможно построить развитое государство, отрицая принципы социальной справедливости. Один из таких людей – наш сегодняшний собеседник Николай ВОРОНИН, депутат областной Думы, секретарь Россошанского райкома КПРФ, член совета директоров компании «Придонхимстрой». Выходец из семьи железнодорожников, инженер по образованию. В 1968 году, проходя службу в армии, попал в Чехословакию – именно с этой темы начался наш разговор.
– Каковы ваши впечатления от тех событий?
– Мы в то время не думали, правильно это или нет – мы выполняли приказ. А впечатления…. Да, была и стрельба в Праге, и всякое… Потом, когда всё успокоилось, мы патрулировали город, беседовали с местными жителями: они нас убеждали, что мы не правы, мы их – в обратном.
Сегодня многое видится иначе. Чехи стремились к «социализму с человеческим лицом» – но и мы, коммунисты, сейчас говорим именно об обновлённом социализме, модели, когда государство контролирует важнейшие направления в экономике, а остальные передаёт частному бизнесу. Но тогда позиция государства была совершенно иной. К тому же советское правительство опасалось, что чехи потребуют ещё больших свобод, вплоть до выхода из Варшавского договора.