Вышла новая книга нашего давнего друга и активного автора Ю.Н. Строкова «Война в моей жизни». Характеризуя эту книгу, полковник КГБ в остатке А.К. Никифоров отмечает: «Юрий Николаевич - участник Великой Отечественной войны, общительный, скромный и неугомонный правдоискатель в хорошем смысле слова.
Всем честным людям понятно, что в настоящее время все мы живём в условиях дефицита правды, как и понятны причины тиражирования лжи и различных мистификаций о нашей прошлой жизни. Глядя на всё это, многие из нас смирились, считая, что плетью обуха не перешибешь. Многие, но не все.
Я часто задаю себе вопрос, что надо этому заслуженному учёному и честному человеку, кровью защитившему нашу великую державу в годы минувшей войны?
Отдыхай себе на пенсии, почитывай современную беллетристику, нередко написанную матерным языком; возмущайся про себя по поводу мародёрской приватизации жуликами народного достояния, созданного потом и кровью всего советского народа. Что же он, «мятежный», ищет и чего добивается? Для себя, конечно, ничего, кроме, наверное, нервотрепки. Он мятежный не бурю просит! Он борется за правду, за правду для ныне живущих, а главное разъясняет её для молодёжи, будущему поколению, из сознания которого пытаются вытравить последние остатки патриотизма.
Этой проблеме посвящена его первая книга «Правда о штрафных батальонах», которую он писал после показа клеветнического фильма «Штрафбат». Его книга имела большой успех не только в Воронеже, но и в стране. Вскоре два московских автора, по сути дела, вслед за Юрием Николаевичем разоблачили тот мерзопакостный фильм. А Герой Советского Союза писатель Карпов с экрана телевидения также поведал истинную правду о штрафбатах, поскольку сам воевал в штрафном батальоне.
И вот уже готова новая книга Ю.Н. Строкова «Война в моей жизни». А о чём же эта книга? О правде, о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., свидетелем которой и непосредственным участником с первого и до последнего дня был автор. Достоинством книги является то, что автор не занимается лакировкой нашей прошлой истории, но в его палитре не только одна чёрная краска...
Новому правдивому произведению вместе скажем: «В добрый путь!»
Многие опустили руки, не верят в пользу борьбы с обманщиками, ибо в их распоряжении почти все средства массовой информации.
До сих пор еще далеко не все у нас осознают, что власть крупной буржуазии и содержимого ею чиновничества утвердилась в стране путем хорошо где-то спланированных и умело организованных обманов коренного населения России. Вспомним покорявшие публику речи Горбачёва. Наш доверчивый к государственным лидерам народ не успел опомниться, как социалистическая вроде бы перестройка обернулась капиталистическими реформами. Вспомним экономические и социальные обещания ельцинского, а потом и путинского окружения. Теперь о радужных посулах разноликие познеры, сванидзе, карауловы не вспоминают. Все забыто! В моду пошли другие приманки-обманки: нацпроекты, модернизация, инновации, нанотехнологии. (На развалинах наук и производств? При финансировании по-кудрински?)
Приемы лжи о прошлом в последнее время несколько изменились. Завиральные цифры, выплеснутые на страну политическими извращенцами от Солженицына и Новодворской до Радзинского и Хакамады, уже не используются, поскольку трепотню о десятках миллионов репрессированных здравомыслящие люди не принимают всерьез. Как соврешь, если опубликованы действительные цифры архивов КГБ, МВД, Минюста и Генеральной прокуратуры об осужденных за период с 1921 по 1953 год? Теперь клевета на прошлое идет в основном по двум темам: «ужасы лагерей» и «массовые аресты». Эти темы прямо-таки выпирают из многих фильмов, радио- и телепередач, книг и статей. Благо ложь нынче оплачивается весьма щедро.
Нападки на Сталина начались с подачи Хрущёва в 1956 году. До этого я побыл школьником, фэзэушником, рабочим на заводе, курсантом военного училища, взводным в гвардейском мотострелковом полку, командиром отдельного спецподразделения, слушателем Военного Института иностранных языков. Отлично помню духовно-нравственную атмосферу тех лет и настроения окружавших меня людей.
Об «ужасах лагерей». Конечно, жизнь заключенных и в то время была тяжкой. Кто с этим спорит? Мой одноклассник Владимир Н. к 1953 году отбыл два срока в колониях. Он подробно (особенно при встречах с застольем) рассказывал о лагерном быте. Слышал о муках в неволе и от других судимых разных возрастов. Но ни они, ни Владимир не говорили о таких беззакониях, безобразиях, унижениях, о которых рассказывают после освобождения нынешние «зэки». Да что говорить о теперешних следственных изоляторах и колониях, если и в отделениях милиции задержанных могут избить, отобрать у них ценности, потребовать взятку за освобождение!
Во время войны достраивалась железная дорога от Коноши к Котласу. Неподалеку от нашей станции размещалась колония. Видел, как заключенных водят на работу. Не изможденные доходяги из современных фильмов, а вполне здоровые и бодрые мужики. И конвоировали их не звероподобные истязатели, а добродушные пожилые солдаты, негодные для фронта по возрасту. Был такой эпизод. Мы шли вчетвером с корзинами набранной в лесу черники. От работавших на путях заключенных один подбежал к нам: «Не обижайтесь. Вы еще наберете, а нам в лес ходу нет». Отсыпал на робу из каждой корзины, и в первую очередь угостил двух смеявшихся конвоиров. Заключенные ели ягоды, кричали нам: «Спасибо, ребята!»
Кстати, о питании осужденных. Почему бы правоведам не сравнить нормы питания в колониях 40-х годов и наших дней с нормами потребительской корзины для сегодняшнего вольного электората? Сравнить, учитывая, что при «тоталитаризме» обслуживающий персонал продукты с лагерных складов и кухонь не растаскивал – за это можно было самим угодить за колючую проволоку.
Видел эшелоны с увозимым к фронту пополнением из лагерей. На тормозных площадках теплушек стояли часовые с винтовками, но, когда эшелон стоял в ожидании встречного поезда, они не мешали полувольным «новобранцам» разбегаться по поселку. Те заходили в дома: «Тетя, дай перекусить домашнего, идем фашистов бить. Надоели сухие пайки». Словом, то, что я видел и слышал, никак не вяжется с печатными и эфирными поделками про «ужасы» ГУЛАГа.
О «массовых арестах» по политическим обвинениям. Знал о судимых за хулиганство, за воровство, за растрату, за спекуляцию, за халатность. Но ни в поселке, где жила наша семья, ни при работе рядом с Котласом, ни в военном училище в Череповце, ни в офицерской среде в Архангельске и Москве не слышал никаких разговоров о чьем-либо родственнике, сослуживце, соседе по жилью, просто знакомом, осужденном во время войны и после войны «за политику». И мне говорят о массовых арестах при Сталине! В газетах периодически сообщалось о судах над выявленными предателями, карателями, полицаями, украинскими и прибалтийскими бандитами, другими прислужниками фашистов. Что, и это припишем к массовым арестам?
На различных телепредставлениях часто присутствуют политические и общественные деятели, которые при обсуждении любой темы норовят вспомнить или раскулаченного прадеда, или судимого «не за что» деда, или родившуюся в ссылке бабушку. О родных, убитых на фронте и умерших от ран, замученных в плену, казненных и уморенных голодом на оккупированных территориях, угнанных на работы в Германию, участники дискуссии вспоминают реже. Такой подбор наследников поколений, которые строили социализм и защитили Родину от захватчиков, тоже подловатый, обманный прием – публике исподволь навязывается впечатление, будто народ страдал от «сталинской тирании» больше, чем от нашествия европейских поработителей. В связи с этим хочется спросить созданную при президенте и странную по составу комиссию для борьбы с фальсификациями истории: не по зачину ли московских антикоммунистов в освобожденных от фашизма Красной Армией европейских странах некоторые политики уравнивают гитлеровский нацизм со сталинским большевизмом?
Мои родители из многодетных семей. Поэтому у меня были 3 дяди и 6 теть. Имею родного брата, двух сестер и 17 двоюродных братьев и сестер. Близки родители жены, ее четыре брата и сестра. Вместе с мужьями и женами родственников насчитывается 51 человек. Из них 22 были 1891–1912 годов рождения и 21 человек – 1914–1934 годов рождения (рожденных после 1934 года не считаю). Жили родственники в Архангельской и Вологодской областях, в Коми АССР, в Ленинграде, в Краснодарском крае, в Подмосковье, в Калининграде, в Белоруссии. Некоторые стали офицерами, учителями, техниками, другими специалистами, а большинство трудились рядовыми колхозниками, рабочими, служащими.
Муж сестры моего отца после раскулачивания в 1931 году был арестован. Оставленная на месте семья какое-то время получала его письма из заключения, потом связь прервалась. В чем его вина и куда он подевался, подробностей не знаю. Слышал, что причиной всему была его вражда с местной властью в их деревне. Замечу, что две его дочери выросли достойными людьми, получили образование, имели дружные семьи и жили не хуже других. Сын одной из них сейчас доктор наук.
Арестован, возможно, и по заслугам, один, а из 42-х, подходивших по возрасту к «массовым арестам», ни один нигде никогда не привлекался к уголовной ответственности ни по каким статьям. И не был наш род каким-то особенным, от НКВД заколдованным. Знаю многих ровесников, у которых в те времена не было в роду ни одного судимого. Если провести социологические опросы в разных регионах страны, будет видно, что стоны о «массовых репрессиях» – оголтелое вранье. Честные исследования открыли бы и молодежи искажаемую ныне картину правопорядка в 30–40-х годах.
Криминала тогда, особенно по тяжким преступлениям (убийства, разбои, изнасилования и др.), было несравнимо меньше, чем в современной России. Не знаю, были ли вообще судимые за взятки. Судили, по моим представлениям, больше всего за кражи государственной и колхозной собственности. Надуманны басни про «колоски» и «мотки проволоки», но за кражу барана, ведерка зерна с тока, изделий или запчастей из цеха могли лишить свободы на немалый срок. И все равно к 1953 году заключенных во всем Советском Союзе было меньше, чем сейчас в одной России. Кто с этим не согласен, пусть опровергнет мое суждение архивными и нынешними цифрами.
Уголовщина начала постепенно шириться при хрущёвской «оттепели» после подмены в пропаганде социалистического принципа каждому по его труду установкой на личную материальную заинтересованность трудящихся. До 1985 года влияние этой установки еще сдерживалось сложившимися при Советской власти традициями и нравами. А при Горбачёве, Ельцине и Путине она приобрела открытую хапужно-потребительскую форму и давала свои тлетворные плоды с поощряемой властями быстротой. Вот почему сейчас и в порядочных семьях нередко появляются судимые – наркоманы, насильники, грабители, мошенники, воры, взяточники. Почти каждый четвертый мужчина в стране привлекался к суду. Через колонии проходит немало и женщин. Так, когда же было больше арестов: при власти коммунистов или при власти «демократов»?
В наше смутное время из народа, который сам себя сделал беззащитным, пытаются выжать всё и везде, при каждом удобном случае. Власть имущие и бизнесмены проповедуют культ денег и на своём примере демонстрируют жизнь без совести. Есть, конечно, бизнесмены и чиновники, в которых ещё сохранились остатки человечности, но это исключение из общего правила.
Безграмотность, отсутствие элементарных способностей к управлению сегодняшние власти и бизнес компенсируют повсеместным обманом. Не успели прибавить пенсию или зарплату, как тут же, но уже под другой вывеской, идут поборы и всё отбирается. Не успел народ опомниться от грабежа при оплате услуг ЖКХ и страхования автогражданской ответственности, как на горизонте замаячили новые поборы - обязательное страхование жилья.
Это, так сказать, неприкрытые способы отбора денег. Но есть и другие, менее заметные. Вот один из таких «тихих» способов изъятия у населения, особенно малоимущего, средств, расходуемых на пропитание.
Сегодня повсеместно используется система нетрадиционной, нестандартной фасовки продукции, не отвечающей принятой у нас системе мер и весов. Вместо килограммовых пачек и литровых ёмкостей, массовым явлением стало появление продуктов в упаковках для сыпучих продуктов весом 0,9; 0,8; 0,65 кг и др., масла и молочных продуктов объёмами 0,9; 0,85; 0,8 литра и прочих причудливых форматов. Цены на упакованные таким образом продукты вполне соответствуют ценам продукции в полновесных упаковках, т.е. в упаковках весом 1 кг или ёмкостях в 1 литр, а иногда и выше. Ну а если и есть соответствующий пересчет, то будьте уверены, со временем, когда вы привыкните к таким фасовкам, цены, в пересчёте на 1 кг или на 1 литр продукта, обязательно возрастут. Вы этого сразу и не заметите. Как, например, хлеб, который раньше продавался по цене за 1 кг, а теперь мерой стала 1 буханка. Но если в советское время буханка хлеба и 1 кг её веса были синонимами, то сегодня вес буханки – 650 – 750 граммов.
С хитрыми фасовками, как и с другими способами ограбления, необходимо и можно бороться, но только сообща. На первом этапе можно в торговых точках сделать соответствующие предложения их владельцам о недопустимости продажи продуктов в нестандартной фасовке, не соответствующей действующей системе мер и весов, с записью в книгах «Жалоб и предложений». Если эта мера не возымеет действия, то можно объявить бойкот приобретению такой продукции, так как пока ещё есть продукты в нормальной расфасовке. А так как большая часть такой продукции скоропортящаяся, то очень быстро этот фокус с нестандартной фасовкой бизнесменам придется отменить. В результате этого каждый сможет приобрести продуктов больше и за те же деньги.
Главное здесь - наши общие действия. Вместе мы сила! Мы это можем!
Вопрос этот далеко не праздный. Ведь если верить нынешним обличителям «тоталитаризма», никаких разумных причин для подобных действий не существовало в принципе, и объяснялись они исключительно злокозненностью Сталина и его ближайших соратников: устроить голодомор ради искоренения кулака и частнособственнических инстинктов.
В подкрепление своей «концепции» сторонники подобных взглядов любят ссылаться на благословенное дореволюционное время, когда никаких колхозов не было и в помине, а при этом Россия к 1913 году собирала пшеницы больше, чем США, Канада, Аргентина вместе взятые, и кормила хлебом чуть ли не полмира. Итак, первый тезис - «Россия, которую мы потеряли» собирала очень богатые урожаи. Увы, бахвалиться особо нечем: в России в 1913 году было собрано 30,3 пуда зерна на душу населения, в США - 64,3 пуда, в Аргентине - 87,4 пуда, в Канаде - 121 пуд. Таким образом, по сбору зерна на душу населения Соединённые Штаты опережали царскую Россию в два, Аргентина - в три, а Канада - в четыре раза.
Следующий тезис - дореволюционная Россия якобы кормила своим хлебом если не полмира, то уж по крайней мере пол-Европы.
Итак, на радость поклонников Столыпина, «Россия», которую мы потеряли, действительно являлась крупнейшим экспортером хлеба. Триумф несколько омрачает то обстоятельство, что это звание она делила с насчитывавшей в 21,4 раза меньше населения Аргентиной. Разумеется, о том, чтобы кормить «полмира», не могло быть и речи - хотя бы потому, что свыше 98% импортируемого Россией хлеба шло в Европу. Однако и «пол-Европы» накормить тоже не получалось: российский экспорт удовлетворял всего лишь примерно 1/16 потребностей Европы. Неудивительно, что когда после начала мировой войны вывоз русского хлеба прекратился, выяснилось, что Европа вполне может без него обойтись.
Но может быть, сам факт вывоза хлеба из России свидетельствует о том, что в стране было изобилие продовольствия? Откроем такой авторитетный дореволюционный источник, как «Новый энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона. Что же мы там обнаруживаем? Статью «Голод", а в ней - обширный раздел "Голод в России»:
«В 1872 году разразился первый самарский голод, поразивший именно ту губернию, которая до того времени считалась богатейшей житницей России. И после голода 1891 года, охватывающего громадный район в 29 губерний, нижнее Поволжье постоянно страдает от голода...
В XX веке голод 1901 года в 17 губерниях центра, юга и востока, голодовка 1905 года (22 губернии, в том числе четыре нечернозёмных, Псковская, Новгородская, Витебская, Костромская), открывающая собой целый ряд голодовок: 1906, 1907, 1908 и 1911 годов».
Как мы видим, в дореволюционной русской деревне голод был отнюдь не редким гостем. Чем же объяснялось подобное состояние сельского хозяйства? Вернемся к первоисточнику.
«Наряду с низкой урожайностью, одной из экономических предпосылок наших голодовок является недостаточная обеспеченность крестьян землёй. В чернозёмной России 68% населения не получают с надельных земель достаточно хлеба для продовольствия даже в урожайные годы и вынуждены добывать продовольственные средства арендой земель и посторонними заработками». О том, чем оборачивался вывоз хлеба для российского крестьянства, писал в 1880 году известный агроном и публицист Александр Николаевич Энгельгардт:
«Когда в прошедшем году все ликовали, радовались, что за границей неурожай, что требование на хлеб большое, что цены растут, что вывоз увеличивается, одни мужики не радовались, косо смотрели и на отправку хлеба к немцам, и на то, что массы лучшего хлеба пережигаются на вино. Ну, конечно, мужик никакого понятия ни о кредитном рубле не имеет, ни о косвенных налогах. Мужик не понимает, что хлеб нужно продавать немцу для того, чтобы получить деньги, а деньги нужны для того, чтобы платить проценты по долгам.
Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен - вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает.
Имеют ли дети русского земледельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску?"
Энгельгардту вторил другой русский публицист, убеждённый монархист, один из инициаторов создания монархической организации «Всероссийский национальный союз» Михаил Осипович Меньшиков:
«Перестаньте, господа, обманывать себя и хитрить с действительностью! Неужели такие чисто зоологические обстоятельства, как недостаток питания, одежды, топлива и элемента той культуры, у русского простонародья ничего не значат? Неужели ничего не значит наша постыдная, нигде в мире не встречаемая детская смертность, при которой огромное большинство живой народной массы не доживает до трети человеческого века?..»
Каким же образом удавалось выкачивать продовольствие из недоедающей страны? Основными поставщиками товарного хлеба являлись крупные помещичьи и кулацкие хозяйства, державшиеся за счёт дешёвого наёмного труда малоземельных крестьян, вынужденных за гроши наниматься в работники.
Что же касается основной массы крестьян, то они были вынуждены продавать хлеб, которого им самим не хватало, для уплаты налогов и сборов. Таких крестьян было подавляющее большинство, а в цифрах - примерно 100 миллионов. Что с них взять? Даже если чуть-чуть взять, но с каждого, получится очень много. Тогдашнему правящему классу (один процент от всего населения страны) хватало. Такое положение с сельским трудом и налогами полностью устраивало верхушку. Так было всегда. Поэтому быт русского крестьянина начала XIX века мало отличался от жизни средневековых смердов Московского княжества.
Теперь понятно, почему крестьяне пошли за большевиками? И зачем большевики создавали колхозы?
После революции Советская власть вместо сословных элитных школ открыла бесплатную общедоступную для каждого единую трудовую школу РСФСР (ЕТШ).
На Всероссийском съезде учителей В.И.Ленин поставил главную задачу: «Учительская армия должна стать основным проводником идей революции в массы». После Гражданской войны по призыву правительства в новую школу пришли учителями бывшие бойцы Красной армии. Не у всех из них было соответствующее образование, но у них было желание и готовность работать в школе, преданность детям.
В 20-е годы появились призванные революцией учителя-новаторы В.Н. Сорока-Россинский, известный по книге Л. Пантелеева «Республика ШКИД». В своей петроградской школе-коммуне им. Ф.М.Достоевского первый в мире организовал самоуправляющуюся школьную республику со своей конституцией, флагом, гербом, гимном, правительством, парламентом и судом.
А кто не знает получившего мировое признание педагога-новатора А.С.Макаренко. В своей трудовой колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского он создает оригинальную педагогическую систему и методику перевоспитания беспризорных и юных правонарушителей.
В СССР и за рубежом получил широкую известность талантливый советский ученый-педагог Герой социалистического труды, директор Павлышской средней школы В.А. Сухомлинский, со дня рождения которого недавно исполнилось 90 лет. Его замечательная книга «Сердце отдаю детям» стала настольной книгой для многих учителей.
В 70-80 годы страна узнала о своих новых педагогах-новаторах Шаталове, Лысенковой, Потаповой, Амонашвили, Кожевникове. В школу пришли известный композитор Кабалевский, художник Неменский, создавшие оригинальные педагогические методики преподавания музыки и рисования.
Многотысячная армия советских учителей своим самоотверженным трудом создала передовую и лучшую в мире школу. Все это вынуждены были признать европейские страны и даже высокомерные США. Опомнившись от шока после успешного запуска первого спутника Земли, а потом и первого полета в космос советского гражданина Ю.А. Гагарина, США, Англия, Франция, Япония и ряд других стран срочно организовали переобучение своих школьников и студентов по лучшим учебникам и программам советской школы.
Чем же была сильна наша отечественная школа тех лет? Воспитанием патриотизма, интернационализма, дружбы между народами, верой в будущее, воспитание активной жизненной позиции. Но наиболее яркое проявление мужества, отваги и героизма советский народ проявил в годы Великой Отечественной войны. В числе героев были и советские учителя. От первых дней войны и до Победы вместе с сынами и дочерьми Отечества на полях сражений было около миллиона учителей советских школ и преподавателей вузов. Не одна сотня тысяч учителей были награждены орденами и медалями Родины, а свыше 350 учителей удостоены звания Героя Советского Союза.
К великому сожалению, традициям и достижениям Советской школы за период перехода от социалистического строя к рыночным отношениям был нанесен большой урон.
У детей отняли многое из того, чем годами жили, гордились, чему верили октябрятские звездочки, пионерские дружины, комсомольские организации, детские кружки. А что дали взамен?
Современные школы России оказались в тупике. Да и становится их все меньше и меньше. Только в прошлом учебном году свыше двух тысяч деревенских школ закрыто. Сегодня парадоксальное время для образования в России: в одних районах некого учить, а в других - некому учить. Россия, которая в недавнем прошлом была страной великой науки, стремительно скатывается в бездну невежества. Из 30 с лишним миллионов российских детей и подростков, по разным источниками, от 1 до 2,8 миллионов беспризорных, 2 миллиона подростков неграмотны. Через колено безжалостно ломается принятая миром лучшая система среднего и высшего образования, а впереди ждут невежество и мрак.
Вот почему так остро встал вопрос: как сохранить отработанную не одним веком развития педагогической мысли систему российского образования, имеющую мировой авторитет сегодня, когда на наши школы, техникумы и вузы обрушиваются несвоевременные и необдуманные эксперименты.
Сегодня именно учитель остается главным хранителем традиций советской школы и всей системы образования. Как бы ему трудно не было, он всегда в России не только передавал свои знания, но и воспитывал, опираясь на нравственные и духовные ценности, накопленные нашими народами веками.
Поэтому приятно и радостно осознавать, что даже в наше трудное время учитель духовно живет и успешно действует. По примеру 70-80 годов, учительский корпус стал пополняться новой молодой плеядой учителей-новаторов. Каждый год приносит имена новых и новых учителей года. Мне, как ветерану педагогического труда, приятно осознавать, что среди них и представитель нашей учительской династии, моя внучка, учитель истории и обществознания гимназии № 9 г. Воронежа Екатерина Григорьевна Грищук, которая также включена в «Золотой фонд. Новые имена» Воронежской области. Такими учителями-новаторами пополняется каждый «очередной год учителя».
Пока жив дух учительства, вместе с ним живет дух учителя. А пока он жив и действует, будет жить народная школа, а вместе с ней будет жить и здравствовать великая Россия.