Печать

2010-10-04 Происки спекулянтов. Или правительства? Как остановить рост цен на продукты питания?


Президент и правительство успокаивают граждан – мол, повышение цен на продукты – это происки спекулянтов, продовольствия в стране достаточно, зерна собрали 60 миллионов тонн плюс более 20 миллионов тонн осталось от прошлого урожая. Накажем виновных, и всё пойдет на лад. Только вот цены неудержимо поднимаются, несмотря на все заклинания власть предержащих. Ситуацию комментирует доктор экономических наук, профессор, член Воронежского обкома КПРФ И.Б. Загайтов.
- Во-первых, государственный резерв зерна составляет всего 9 млн. тонн, остальное находится у частника. К тому же неизвестно, в каком оно состоянии, сколько сгнило и съедено мышами. Так что необходимы закупки зерна, в первую очередь фуражного, чтобы прокормить скот зимой, и продуктов питания за рубежом. Средства для этого есть. Статистика за 7 месяцев показывает, что объем российского экспорта над импортом превысил 3,3 трлн. руб., а за весь 2010 год эта цифра составит, по оценкам, более 5 трлн. руб.  Однако эти средства не вкладываются в решение задач, стоящих перед российским обществом, а размещены в западных  банках. Общественность должна знать, что депутаты-коммунисты всех уровней требуют пересмотра такого подхода, но правительство продолжает финансировать экономику других стран, забывая о собственном народе.
Во-вторых, необходимо поддержать своего товаропроизводителя. На помощь селу правительство выделило всего 35 млрд. рублей, это капля в море бедствий, потому что ущерб, нанесенный засухой, составляет более 300 миллиардов. Поэтому объем помощи должен быть увеличен в 5-6 раз. Государству необходимо  установить для села льготные тарифы на энергоносители, ГСМ, удобрения. Это также одно из требований КПРФ.
В-третьих, в условиях рыночной экономики административным путем устанавливать цены невозможно. Допустим, если главными виновниками роста цен (теми самыми «спекулянтами») назначат торговые сети, то, как показывает печальный опыт, магазины начнут прокручивать товар через «дружественные» оптовые фирмы, каждая из которых будет увеличивать цену. Чтобы взвинтить цены, торговые сети будут прибегать к сокращению ассортимента продуктов на прилавках, искусственно создавая  их дефицит.
Один из рецептов для снижения цен известен давно – это развитие конкуренции, например, допуск на рынок продукции сельхозпредприятий и фермеров. Голосуя «кошельком», покупатель будет выбирать, по какой цене покупать ему продукт. Помню, как в совесткое время Одесса была разбита на кварталы, в каждом из которых напрямую, без посредников реализовывали свою продукцию определенные колхозы.
Еще в период нэпа было отработано регулирование цен путём контроля калькуляции. Известна себестоимость продукции по всей цепочке её продвижения – от переработки до реализации на прилавке. Государство устанавливает предельную наценку, которую могут «накручивать» на продукцию переработчики, оптовики или розничная торговля. Проверять соблюдение этого правила должны налоговые органы, антимонопольная служба, важен и общественный контроль. Это преступление, когда сегодня в цене хлеба – не более 10% доли крестьянина, а всё остальное накручивают посредники.
Надо разобраться с налогами. Налог на прибыль многие предприятия платят в заниженном размере, показывая, что вырученные средства пошли на амортизацию. На самом же деле никакого обновления оборудования нет, а деньги ушли на выплату премий начальству. Выявлять такие факты и наказывать виновных – заметьте, это всё возможно в рамках существующего буржуазного законодательства. Занижается выплата налога на недвижимость - необходима её переоценка и установление налога по предельной ставке.
Закон о приватизации предполагал, что новый собственник должен использовать имущество по назначению. Недоиспользуешь мощности, уменьшил количество рабочих мест – плати компенсацию в бюджет. Нечем – расплачивайся акциями или отдавай предприятие обратно государству. Не обрабатывается земля в течение нескольких лет – надо изымать её у собственника, как это делается во всём мире.  У нас есть много недостроенного и незаселенного жилья, а застройщики сетуют – из-за кризиса не покупают квартиры.  Потребовать: или снижайте цены – купят, или платите за участок земли под домом. Иначе дом отойдет государству и будет заселен нуждающимися в социальном жилье.
Существует такое понятие как сервитуты, то есть ограниченное право пользоваться чужой вещью, чаще всего – земельным участком. Например, по территории области проходит аммиакопровод, есть много ЛЭП. Вокруг этих объектов создается территория, в пределах которой нельзя заниматься хозяйственной деятельностью. Необходимо разработать закон, по которому владелец сервитута должен оплачивать издержки собственнику земли, поручить службе земельного кадастра и землеустройства выставить единые требования к сервитутовладельцам. Это еще один существенный источник пополнения бюджета области и муниципальных образований. Наряду с другими направлениями расходов, часть полученных дополнительных средств можно будет использовать на создание фонда поддержки низких цен, чтобы обеспечить, в первую очередь, малоимущих граждан, пенсионеров, детей.
Словом, собственность должна работать в интересах всех граждан, а не узкой кучки богатеев.

.
Share/Save/Bookmark