Печать

2015-11-30 К нам приехал «Ревизор»


>>ФОТО<<

Пьеса, известная каждому со школьной скамьи, узнаваемые герои и бессмертная фраза: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие..." И зал замер… Ни одного пустого места в зрительных рядах. Несколько сотен пар глаз прикованы к разворачивающемуся на сцене действу.

Казалось бы, все заранее известно: проблемы бюрократии, коррупция, лесть, чванливость и глупость чиновничества, - проблемы вечные, актуальные во времена Гоголя, но не менее острые сегодня. Сюжет, подаренный Гоголю Пушкиным, оказался бессмертен. И за минувшие годы ничуть не уменьшилась актуальность пьесы, в которой над всем главенствует страх. Ведь именно он заставляет городничего и чиновников принять ничтожную "фитюльку" за важную особу. В то же время страх – это единственное, что может разбудить сонное уездное царство, где правят лень, скука и безделье. Не появись мнимый ревизор, никто бы и не вспомнил про недостроенные дома, обшарпанные гостиницы, больницу, в которой пациенты мрут как мухи, а на прием к городничему все привычно являлись бы в запыленных сюртуках. 

 

«Ревизор» в воронежском ТЮЗе – пример спектакля комильфо: глазу весело, уху приятно, душе поучительно. Было много молодежи. Ей нравилось, то и дело в рядах слышался восторженный шепот: "прикольно! Смотри, вот это да!»

Премьера «Ревизора» особенна, наконец, ещё и потому, что режиссёр, заслуженный деятель искусств России А.Н. Латушко вместе с актёрским коллективом разглядел в гоголевской комедии один из её блистательных внутренних секретов: ревизия происходит здесь даже и без всякого ревизора – мнимого ли, подлинного ли, – чиновники уже сами ревизуют свои «ведомственные» пороки задолго до ожидаемой официальной «порки». Ведь и действительная, подлинная всесторонняя ревизия уже произошла в первой же сцене комедии, когда Городничий, а вслед за ним и весь его аппарат доверительно рассказывают друг другу о творимом беззаконии.  Идёт саморевизия, ревизия взаимопонимания чужих грехов, потому что таковы и грехи собственные, – вот изначальный секрет гоголевской комедии. Да и не надо никакого настоящего ревизора, он – посланец из ниоткуда, его распоряжения – всего лишь чужие приказы, а не живые глаза всё видящих подельников. 

И финал сделан отлично: такие печальные глаза у этого Городничего, так и смотрят они тебе в душу, не велят они смеяться только над ним, над собою же велят смеяться, ведь в каждом из нас, как писал Гоголь, живёт этот Городничий: толковый и глупый, наблюдательный и тёмный, сильный и слабый, грешный и боящийся греха, честный семьянин в своём доме и разрушающий семью людей в своём городе. 

Интересно, живо сыграны все чиновники – и местный вольнодумец-философ судья Ляпкин-Тяпкин – А. Новиков, и становящийся в зависимости от обстоятельств то выше, то ниже ростом попечитель богоугодных заведений Земляника – С. Барашов, и оживлённый почтмейстер Шпекин – Н. Байбаков, и уездный лекарь Гибнер – В. Шацких, устрашающе-безмолвный, грозно-бессильный, и городские помещики Добчинский – А. Сидоренко и Бобчинский – А. Лунев, вовсе не маленькие люди, но олицетворённая Сплетня… В роли Хлестакова предстал перед зрителями Я. Козлов, герой которого, в зависимости от обстоятельств, моментально переходит от отчаяния к бахвальству. Отлично подобранный актёрский ансамбль удивительно точно сумел передать характеры своих персонажей.

Мы встретились и пообщались с А.Н. Латушко накануне премьеры «Ревизора».

- Александр Николаевич, когда и почему возникла идея постановки этого произведения?

- Вы знаете, эту мысль я вынашивал давно. Обдумывал идеи одушевления на нашей сцене бессмертного произведения Н.В. Гоголя, искал возможности. Одним из толчков для постановки явились многократные просьбы знакомых педагогов помочь приобщить молодёжь у русской литературной классике. Мне, честно говоря, самому было очень интересно увидеть реакцию зрителя, особенно молодого.

Важно было, чтобы труппа была готова к столь масштабной работе, ведь в постановке задействовано почти тридцать человек. Здесь и молодежь и актеры старшего поколения. Вот В.В. Копосов, сыгравший Луку Лукича Хлопова - смотрителя училищ, трудится в нашем театре со дня его основания.

Прежде чем выдать премьеру перед зрителем, мы организовали общественный просмотр, куда пригласили друзей-театралов, критиков, наших коллег из других театров. Можно сказать, провели своеобразный тест-драйв постановки. И по итогам пробного просмотра, по результатам откликов, мы поняли, что пора представить нашего «Ревизора» на суд многочисленного воронежского зрителя.

- Какими принципами вы руководствовались в работе над спектаклем?

- Я старался подойти к этому ответственно и увлечь, повести за собой актеров.

-А были ли задумки, выражаясь современным языком, модернизировать пьесу, переиграть ее на «современный лад»?

- Пьесу Н.В.Гоголь написал в 1835 году, а годом позже состоялась первая премьера. С того времени постановок «Ревизора» было огромное количество. Я в своей театральной юности, обучаясь в ГИТИСе, видел спектакли театра Сатиры с А.Д. Папановым в роли Городничего, Хлестакова играл А. Миронов. Я видел спектакли в Малом театре, в Большом драматическом театре Ленинграда. И у каждого времени есть свои признаки. Сегодня, к сожалению, появилась масса новаторов, перекраивающих, как угодно драматургию, привнося в нее абсолютно несвойственные, нелепые вещи: обнажёнка, ненормативная лексика и т.д. Мы категорические противники этого и к тексту пьесы отнеслись предельно бережно. Классика должна оставаться классикой.

Пьеса эта на удивление соответствует сегодняшнему дню. Потому что своекорыстие раздирает наше общество. И зачастую, оно попирает интересы людей, даже самых близких. Этот нравственный, духовный разлад, к сожалению, превалирует в обществе. Я ставил задачи перед собой и актерами - средствами театрального искусства воздействовать на подсознание зрителя, добиться нравственного очищения.

***

Стоит отметить, что на протяжении всего трехчасового представления зрители внимательно следили за событиями, происходящими на сцене, а по окончании спектакля зал взорвался искренними, благодарными аплодисментами.

После премьеры мы пообщались со зрителями, чтобы узнать их мнение и оценку.

Оксана Любавина, 8 «Б» класс, школа №71:

«Наш классный руководитель пригласила всех желающих посетить премьеру. С творчеством Н.В. Гоголя я уже была знакома, а посмотрев спектакль, поняла, что хочу прочесть как можно больше его произведений».

Орлова Ольга Васильевна, преподаватель математики гимназии № 6:

«Мы с учащимися в ТЮЗ ходим регулярно. Давно знакомы с прекрасной игрой актеров и разнообразным репертуаром, поэтому, стараемся не пропустить ни одной премьеры. В этот раз ребята сами попросили меня организовать поход на «Ревизора». И все прониклись, прочувствовали и остались довольны»

Елена Булгакова, жительница г. Воронежа:

«Шикарная постановка, увлекательная игра актеров приковывает внимание, держит зрителя в напряжении до самого окончания спектакля. Здесь и юмор, высмеивающий человеческие пороки и глупость, и трагизм. Я просто в восторге».

Искренне благодарим Александра Николаевича Латушко, нашего товарища по Коммунистической партии Российской Федерации, актёров ТЮЗа и всех, кто участвовал в постановке этого замечательного спектакля. Так держать!

Ирина Глушкова

Share/Save/Bookmark